ВСЕ ОТВЕТЫ TGP_Ekzamen

Предмет и методология теории государства и права.

Предмет ТГП – наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования права и гос-ва в их взаимосвязи и взаимообусловленности.

Элементы ТГП:

изучает сущность и социальное значение политико-правовых явлений

исследует закономерности развития и функционирования права и гос-ва

изучает систему категорий, принципов, презумпций и аксиом

правотворческая, правоприменительная и интерпретационная практика

Содержание предмета ТГП: сущность права гос-ва; типы и ф-ции гос-ва; гос-во и политическая система; право в системе со. норм; источник права; норма права; толкование и применение права; законность и правопорядок; правовая культура итд.

Метод ТГП – система (совокупность) способов и приемов, с помощью которых изучается предмет науки

Методы:

общенаучные (исп-ся всеми науками)

специальные (исп-ся в опред. отраслях науки)

частно-научные (исп-ся в кнкретной науке)

Общенаучные методы:

диалектический – метод познания процессов и явлений в их развитии, самодвижении и взаимосвязи (метафизический – возникает, когда развиваются технические науки)

анализ – мысленное расчленение объекта на элементы,

синтез – соединение элементов в единое целое

индукция – умозаключение от фактов к гипотезе

дедукция – умозаключение от общего к частному

аналогия – познание путем сравнения

абстрагирование – отвлечение от частных несущественных признаков предмета или явления

Специальные методы:

системный –рассмотрение объекта во взаимодействии с другими

сравнительный

функциональный – познание сущности объекта по его функциям (чем больше функций гос-ва, тем вернее оно тоталитарное)

статистический

математический

конкретно-социологический

Частно-научные методы:

сравнительное правоведение — изучение правовых систем путем сравнения односущностных институтов

правовой эксперимент – апробация

правовое прогнозирование – изучение перспектив развития гос.-правовых явлений

формально-юридический – исследование права и гос-ва в чистом виде на категориальном уровне

Формально-юридический метод: помогает описать, классифицировать и систематизировать государственно-правовые феномены, исследовать их внешнюю и внутреннюю формы

Право – совокупность норм, установленных гос-вом

Гос-во – суверенная организация политической власти

Политическая власть – партия … WC

Теория государства и права в системе гуманитарных и юридических наук.

Науки – естественные, общественные и технические; гуманитарные и прикладные.

Философия — наука о всеобщих закономерностях природы, общества и мышления, система знаний об общих принципах бытия и сознания, об отношении человека к окружающему миру. Она дает ТГП основные категории и законы.

История изучает прошлое человеческого общества и пытается понять будущее.

Социология появилась (призналась) как наука об общественных социальных процессах и институтах — одна из гуманитарных наук, занимающаяся проблемами управления социальной жизнью и функционирования социальных систем. Поэтому она связана с управлением, осуществляемым посредством государства и права. Социология изучает также закономерности социального поведения людей, его мотивацию. Опираясь на достижения социологии, на конкретные социологические исследования, наука о государстве и праве может успешно решать проблемы повышения социальной эффективности норм права, способов и гарантий совершенствования государственного аппарата.

Юр. науки используют философию и историю.

Систему юридических дисциплин можно подразделить на следующие группы:

1) историко-теоретические науки (ТГП, ИГП, история политических и правовых учений);

2) отраслевые науки (КП, ГП, ТП, АП, УП, и др.);

3) прикладные науки (криминалистика, судебная статистика, судебная медицина и пр.); особое место занимает наука международного права.

Самая большая группа — отраслевые юридические науки, в которых происходят наиболее существенные изменения. По отношению к ним ТГП выступает как обобщающая, синтезирующая наука:

1) она изучает государство и право в целом, выясняет общие закономерности их возникновения, развития и функционирования. Предмет же любой отраслевой науки задан границами определенных общественных отношений, рамками соответствующей отрасли права.

2) она исследует общие для всех отраслевых наук вопросы (учение о правоотношениях, правонарушениях, юридической ответственности, правопонимании и др.).

3) она играет методологическую роль в юриспруденции. Без ее выводов, научных категорий отраслевые науки обойтись не могут.

ТГП выясняет законы, теории, фикции.

Общая характеристика власти первобытного общества.

Род был одновременно древнейшим социальным институтом и самой первой формой организации догосударственного общества.

Власть в первобытном обществе олицетворяла силу и волю рода или союза родов: источником и носителем власти (властвующим субъектом) был род, она была направлена на управление общими делами рода, подвластными (объектом власти) являлись все его члены. Здесь субъект и объект власти полностью совпадали, поэтому она была по своей природе непосредственно общественной, т. е. неотделенной от общества и неполитической. Единственным способом ее реализации было общественное самоуправление. Ни профессиональных управленцев, ни особых органов принуждения тогда не существовало.

Высшим органом общественной власти в роду было собрание всех взрослых членов общества — мужчин и женщин. Собрание — столь же древнее установление, как и сам род. Оно решало все основные вопросы его жизнедеятельности. Здесь избирались предводители (старейшины, вожди) на срок или для выполнения определенных дел, разрешались споры между отдельными лицами и т. д.

Решения собрания были обязательными для всех, так же как указания воиедя. Хотя общественная власть не имела специальных принудительных учреждений, она была вполне реальной, способной к эффективному принуждению за нарушение существующих правил поведения. Наказание неукоснительно следовало за совершенные проступки, и оно могло быть достаточно жестоким— смертная казнь, изгнание из рода и племени. В большинстве же случаев было достаточно простого укора, замечания, порицания. Никто не имел привилегий, и потому никому не удавалось избежать наказания. Зато род, как один человек, вставал на защиту сородича, и никто не мог уклониться от кровной мести — ни обидчик, ни его родичи.

Основные теории происхождения государства и права.

патриархальная (Аристотель, Фильме-михайловский, Мо-Цзи) – П и Г – результат эволюции семьи и ее выделение из рода – результат разрастания семьи

теологическая (Фома из Аквината и Августин Блаженный) – П и Г – результат деятельности Бога и появляется как наказание человеку за первородный грех и религиозный экстремизм

теория насилия (Тюрик, Кауцкий) – П и Г – как акт насилия между разными племенами. Ни одна цивилизация не может существовать без рабов.

договорная теория (Гоббс, Локк, Ж. Ж. Руссо, Вольтер…) – люди договорились между собой, сбросились и выделили людей, чтоб они выделяли определенные функции.

материалистическая, классовая (Маркс, Энгельс) – в рез. разделения труда появляется частной собственности появляются богатые и бедны. Для того, чтоб у богатых не отобрали деньги, они скидываются и создают аппарат насилия.

психологическая теория(Фрейд, Фромм, Петрожицкий) – П и Г – результат психологических особенностей личности, харизматичностью, эмоциональностью

гидравлическая теория (Витфогель) – гос-во происходит на ближнем Востоке – П и Г возникают из-за необходимости строительства больших оросительных каналов.

Понятие и основные признаки государства.

Государство – суверенная, универсальная организация политической власти, призванная обеспечить жизнедеятельность людей, имеющая свою территорию, аппарат принуждения (госаппарат) и взимающая налоги для осуществления своих функций.

Признаки государства:

публичная власть (избирается народом и становится легитимной) — не совпадает с населением, но выступает от имени населения

гос. учреждения (госаппарат) — чиновники, армия, суды

суверенитет – государство универсально, распр-ся на все население, не зависит от иных организаций, издает нормативные и политические акты, имеет право отменять любые решения любых общественных организаций и имеет исключительное право на применение армии, полиции и приведение смертной казни

наличие территории – неотчуждаема, неделима, охраняется

налоги – гос-во для выполнении общих дел нуждается в материальном обеспечении. Гос. налоги – учрежденные публичной властью поборы с населения, взыскиваемые принудительно в установленных размерах и в заранее определенные сроки

Факультативные признаки гос-ва:

наличие символики (герб, флаг, гимн)

наличие государственного языка

наличие денежной единицы

Сущность государства.

Сущность государства — смысл, главное, глубинное в нем, что определяет его содержание, назначение и функционирование. Таким главным, основополагающим в государстве являются власть, ее принадлежность, назначение и функционирование в обществе. Иными словами, вопрос о сущности государства — это вопрос о том, кому принадлежит государственная власть, кто ее осуществляет и в чьих интересах.

Теория элит, (XX в.), — народные массы не способны осуществить власть, управлять общественными делами, что государственная власть должна бесконтрольно принадлежать верхушке общества — элите до тех пор, пока одну властвующую элиту не сменит другая.

Технократическая теория — властвовать, управлять могут и должны профессионалы-управленцы, менеджеры. Только они способны определять действительные потребности общества, находить оптимальные пути его развития.

Демократическая доктрина — первоисточником и первоносителем власти является народ, что государственная власть по своей природе и сути должна быть подлинно народной, осуществляться в интересах и под контролем народа.

Марксистская теория — политическая власть принадлежит экономически господствующему классу и используется в его интересах. Отсюда усматривается классовая сущность государства как машины (орудия), посредством которой экономически господствующий класс становится политически господствующим, осуществляющим свою диктатуру, т. е. власть, не ограниченную законом и опирающуюся на силу, на принуждение.

Типология государства: формационный и цивилизационный подходы

Классификация, отражающая логику исторического развития государств, дозволяющая объединить их в группы на основе определенных критериев, называется типологией.

С точки зрения марксизма, критерием деления всех когда-либо существовавших и существующих государств на исторические типы служит общественно-экономическая формация, т. е. исторический тип общества, основанный на том или ином способе производства, а значит, и базис исторического типа общества. Согласно марксистской типологии четырем типам общественно-экономической формации (рабовладельческой, феодальной, буржуазной, социалистической), четырем типам экономического базиса соответствуют четыре типа государства — рабовладельческое, феодальное, буржуазное, социалистическое,— каждое со своим набором признаков. Смена одного исторического типа другим — процесс объективный, естественно-исторический, реализующийся в результате революций. В этом процессе каждый последующий тип государства должен быть исторически более прогрессивным, чем предыдущий.

Цивилизационный подход обосновывается идеей единства, целостности современного мира, приоритетом общечеловеческих ценностей, а цивилизация понимается как базирующаяся на разуме и справедливости совокупность материальных и духовных достижений общества, находящаяся вне рамок конкретных социальных систем. Целостность цивилизации обусловливается взаимодействием техники, социальной организации, религии и философии, причем первая определяет все остальные компоненты. Нетрудно заметить, что такой подход игнорирует важные положения исторического материализма о ведущей роли базиса по отношению к надстройке, о выделении способов производства и общественно-экономических формаций как ступеней общественного развития.

Понятие и классификация функций государства.

Функции государства — это основные направления его деятельности, выражающие сущность и социальное назначение, цели и задачи государства по управлению обществом в присущих ему формах и присущими ему методами.

внутренняя функция (специальная, правоохранительная…)

внешняя (поддержание внешнеэкономических связей…)

постоянные (вытекающие из потребностей общества в целом (обеспечение правопорядка, охрана природы и окружающей среды и др.).)

временные (вытекающие из классовых противоречий (подавление сопротивления эксплуатируемых классов и др.))

Понятие и элементы формы государства.

Под формой государства понимается организация государственной власти, выраженная в форме правления, государственного устройства и политического (государственного) режима.

Следовательно, понятие формы государства охватывает:

а) организацию верховной государственной власти, источники ее образования и принципы взаимоотношений высших органов власти между собой и населением;

б) территориальную организацию государственной власти, соотношение государства как делого с его составными частями;

в) методы и способы осуществления государственной власти.

Формы правления.

Форма правления раскрывает способ организации верховной государственной власти, порядок образования ее органов, их взаимодействия между собой и с населением, степень участия населения в их формировании.

Монархия — форма правления, где высшая государственная власть принадлежит единоличному главе государства — монарху (королю, царю, императору, шаху и т.д.), который занимает престол по наследству и не несет ответственности перед населением.

При неограниченной (абсолютной) монархии монарх является единственным высшим органом государства.

При ограниченной монархии высшая государственная власть рассредоточена между монархом и другим органом или органами

Республика — это форма правления, в которой высшая . государственная власть принадлежит выборным органам, избираемым на определенный срок и несущим ответственность перед избирателями.

В парламентарной республике парламент наделен не только законодательными полномочиями, но и правом требовать отставки правительства, выразив ему недоверие, т. е. правительство несет перед парламентом ответственность за свою деятельность. Президент республики является только главой государства, но не главой правительства.

Президентская республика — это форма правления, где президент непосредственно при определенном парламентском контроле формирует правительство, которое несет перед ним ответственность за свою деятельность.

Существуют смешанные «полупрезидентские» (президентско-парламентарные) республики (Франция, Финляндия, Португалия), в которых парламент и президент в той или иной мере делят свой контроль и свою ответственность по отношению к правительству.

Формы государственного устройства.

Форма государственного устройства — территориальная организация государственной власти, соотношение государства как целого с его составными частями.

Унитарное государство — это целостное централизованное государство, административно-территориальные единицы которого (области, провинции, округа и т. д.) не имеют статуса государственных образований, не обладают суверенными правами.

Федеративное государство (федерация) — сложное союзное государство, части которого (республики, штаты, земли, кантоны и п. д.) являются государствами или государственными образованиями, обладающими суверенитетом. Федерация строится на началах децентрализации. (террит., национ., нац.-террит.)

Конфедерация — это союз суверенных государств, образуемый для достижения определенных целей (военных, экономических и др.). Здесь союзные органы лишь координируют деятельность государств — членов конфедерации и только по тем вопросам, для решения которых они объединились. Значит, конфедерация не обладает суверенитетом.

Политический (государственный) режим: понятие, виды, сущность.

Политический режим — это методы осуществления политической власти, итоговое политическое состояние в обществе, которое складывается в результате взаимодействия и противоборства различных политических сил, функционирования всех политических институтов и характеризуется демократизмом или антидемократизмом.

При демократическом режиме высшие органы государства имеют мандат народа, власть реализуется в его интересах демократическими и правовыми методами. Здесь права и свободы человека и гражданина всесторонне гарантированы и защищены, закон господствует во всех сферах общества. Крайне недемократическим является тоталитарный фашистский режим, когда власть переходит в руки реакционных сил, осуществляется диктаторскими, насильственными методами. Права и свободы человека и гражданина ничем и никем не защищаются, в обществе царят произвол и беззаконие.

Механизм государства: понятие и структура.

Механизм государства — это строго организованная целостная внутренняя структура, которая включает в себя государственный аппарат, государственные учреждения, государственные предприятия, государственных служащих.

Государственный аппарат как аппарат управления реализует законодательную, исполнительно-распорядительную и судебную функции.

Государственные учреждения как организации осуществляют практическую деятельность в различных сферах, выполняют экономические, социальные и культурные функции.

Государственные предприятия учреждаются для осуществления хозяйственных функций в целях извлечения прибыли, оказания услуг, выполнения работ и производства продукции.

Государственные служащие (чиновники, аппаратчики, бюрократы) призваны выполнять функции государственного управления. Поскольку государственные служащие работают в системе государственных органов, обычно не принято выделять чиновников в качестве самостоятельного элемента государственного механизма.

К особенностям механизма государства относятся целостная иерархическая система государственных органов, осуществление государственной власти и функций государства, применение специфических орудий принуждения — тюрем, вооруженных сил, полиции и др.;

Для функционирования государственного механизма очень важны система взаимного контроля, методы сдерживания проявлений авторитарных, командно-административных способов осуществления власти и управления, правильное соотношение различных видов государственных органов.

Политическая система общества: понятие и структура. Место и роль государства в политической системе общества.

Политическая система общества — это система взаимосвязанных и взаимодействующих объединений (организаций) людей, базирующихся на разнообразных формах собственности, отражающих интересы и волю социальных классов, слоев, групп и наций, реализующих политическую власть или борющихся за ее осуществление в рамках права через государство. Компонентами политической системы являются: а) совокупность политических объединений (государство, политические партии, общественно-политические организации и движения);

б) политические отношения, складывающиеся между структурными элементами системы;

в) политические нормы и традиции, регулирующие политическую жизнь страны;

г) политическое сознание, отражающее идеологические и психологические характеристики системы;

д) политическая деятельность, охватывающая действия конкретных людей как представителей или членов политических объединений.

Правовое государство: понятие и принципы формирования.

Правовое государство — где государственная власть функционирует на правовых началах, в рамках закона, логически взаимосвязаны между собой.

1. Принцип приоритета права — а) рассмотрение всех вопросов общественной и государственной жизни с позиций права, закона; б) соединение общечеловеческих нравственно-правовых ценностей (разумность, справедливость) и формально-регулятивных ценностей права (нормативность, равенство всех перед законом) с организационно-территориальным делением общества и легитимной публичной властной силой; в) необходимость идеологически-правового обоснования любых решений государственных и общественных органов; г) наличие в государстве необходимых для выражения и действия права форм и процедур (конституции и законов, системы материальных и процессуальных гарантий и т.д.).

2. Принцип правовой защищенности человека и гражданина. 1) равенство сторон и взаимная ответственность государства и гражданина; 2) особые тип правового регулирования и форма правоотношений; 3) стабильный правовой статус гражданина и система юридических гарантий его осуществления.

3. Принцип единства права и закона. В правовом государстве любой НПА должен не только по форме и наименованию, но и по смыслу и содержанию быть правовым. Это означает, что он должен отражать естественно-правовые начала, соответствовать международно-правовым нормам о правах человека и гражданина, быть принятым легитимным органом государственной власти, законно избранным или назначенным. И при его издании должен быть использован весь комплекс правовых средств и приемов, выработанных мировой практикой.

4. Принцип правового разграничения деятельности различных ветвей государственной власти. Концепция разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную как создание системы сдержек и противовесов, способствующих беспрепятственному осуществлению всеми ветвями власти своих функций.

Понятие и основные признаки права.

Признаки права:

нормативность – система норм (право регулирует наиболее общие/типичные модели поведения)

общеобязательность – распространяется на всех, на всю территорию, в тч и на гос-во

исходит, фиксируется, закрепляется, устанавливается гос-вом

формальная определенность – номы права содержатся в определенных формах, таких как НПА, судебный прецедент…

право защищается гос-вом, в случае нарушения только гос-во имеет право предъявить санкции

Право – совокупность условий, при которых произвол одного лица совместим с произволом другого лица с точки зрения всеобщего закона свободы (Кант)

Право обеспечивает:

свободу каждой личности

равенство каждого с другим

самостоятельность каждого члена общества

Право – общеобязательная система норм, соответствующая принципу формального равенства (Нерсесянц)

Право – система исторически возникших правил поведения, которые явл. масштабом свободы равных субъектов, отношение между которыми социально значимы, явл. часть общественного справедливого порядка, поэтому обеспечивается и охраняется гос-вом.

Право – система общеобязательных формально определенных юр. норм, выражающих общественную, классовую волю, устанавливаемых го-вом и обеспечивающая их выполнение принудительной силой гос. аппарата. (Малько)

Принципы права: понятие и виды.

Принципы права — это руководящие идеи, характеризующие содержание права, его сущность и назначение в обществе.

Принципы права – это основные, исходные начала, требования, выражающие сущность права и определяющие общую направленность правового регулирования.

Правовые принципы подразделяются на свойственные праву в целом (общеправовые), его отдельным отраслям (отраслевые) или группе смежных отраслей (межотраслевые).

Виды принципов права

I. Общеправовые (присущи всему праву в целом)

1. принцип социальной свободы (предоставление максимальной свободы в выборе форм трудовой деятельности, профессии, места жительства, возможности пользоваться различными социальными услугами и т.д.),

2. принцип социальной справедливости (соответствие между практической ролью индивидов в жизни общества и их социальным положением, между их правами и обязанностями, между трудом и вознаграждением, преступлением и наказанием, заслугами человека и их общественным признанием),

3. принцип демократизма (право, законодательство адекватно отображает волю и интересы народа),

4. принцип гуманизма (признание человека, его прав и свобод высшей ценностью общества),

5. принцип равноправия (все граждане независимо от национальности, пола, расы, религиозной и иной принадлежности, должностного положения имеют равные права и обязанности, несут равную ответственность перед законом),

6. принцип единства субъективных прав и юридических обязанностей (юридические права и обязанности участников общественных отношений взаимосвязанны и взаимообусловлены),

7. принцип взаимной ответственности личности и государства,

8. принцип законности (осуществление всех форм государственной деятельности, функционирование гражданского общества на основе и в соответствии с требованиями права).

II. Межотраслевые (присущие нескольким родственным отраслям права. Например, принцип состязательности и равноправия сторон в гражданском и уголовном процессах).

III. Отраслевые (присущи конкретной отрасли права: например, принцип свободы договора в гражданском праве).

IV. Принципы правовых институтов (присущи конкретным институтам права. Например, принцип равного доступа граждан к государственной службе в институте государственной службы.).

Функции права: понятие и классификация.

Функции права – это обусловленные социальным назначением права направления правового воздействия на общественные отношения.

Виды функций права:

регулятивная

динамическая – обеспечивает активное поведение людей, использование субъективных прав (право на получение образования, права возникающие при заключении договора…) и исполнение позитивных обязанностей (уплата налогов, исполнение воинского долга, уплата за кредит…)

статическая – закрепляет общественные связи и порядки (равенство граждан перед судом, презумпции невиновности…)

охранительная

социальная

Концепции правопонимания.

Правопонимание — это научная категория, отражающая процесс и результат целенаправленной мыслительной деятельности человека, включающий в себя познание права, его восприятие (оценку) и отношение к нему как к целостному социальному явлению.

Философский подход

Социологический

Нормативистский (Легистский)

Независимый от гос-ва

Фиксируется (закрепляется) гос-вом

Устанавливается гос-вом

Право=закон

1.Теория естественного права.

В основе данной теории права лежит симбиоз естественного и позитивного права. Наряду с позитивным правом существует высший нормативный порядок, именуемый естественным правом, которое принадлежит человеку с момента рождения и до момента смерти и существует независимо от государства (не требует признания государством) и самостоятельно регулирует человеческие отношения.

2.Юридический позитивизм.

Право — это установление официальной власти, т.е. позитивное (писаное) право создается государством и выражается в законах и иных нормативно-правовых актах и действует в его пределах. Позитивное право возникает вместе с государством и сведено исключительно к закону.

3.Марксисткая теория права (Материалистическая теория права).

Право это выражение и закрепление в законе воли экономически господствующего класса в обществе, т.е. воли государства. Право возникает для нормативного регулирования общественных отношений в интересах экономически господствующего класса, т.е. право возникло в результате деления общества на классы.

4.Социологическая теория права (Теория социологической юриспруденции).

Право возникло из социальных норм и обычаев. Общество — целостный организм, все части которого между собой взаимосвязаны. Право как часть общественной жизни неразрывно связано с моралью, этикой, психологией и т.д., и подлежит рассмотрению в тесной взаимосвязи с ними.

5.Психологическая теория права.



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст