Время труда и отдыха

ВРЕМЯ ТРУДА И ОТДЫХА

Рабочее время и время отдыха, регулируемые Трудовым кодексом Российской Федерации, в соответствии с которыми нормальная продолжительность рабочего Времени работников на предприятиях, в учреждениях и организациях не может превышать 40 часов в неделю.

Для работников, не достигших возраста 18 лет, установлена сокращенная продолжительность рабочего времени. В Трудовом кодексе Российской Федерации регламентируется предоставление выходных дней и порядок работы в выходные дни, компенсации, порядок предоставления и учета отпусков и др.

Другими критериями, определяющими структуру и параметры календарно-постановочного плана, являются: необходимость съемки сцен, связанных с одним местом действия (особенно это касается натурных съемок), по возможности единым блоком; соблюдение графиков занятости актеров — исполнителей ролей; сезонность съемок, предусмотренная принятым к производству сценарием; ограничения по затратам, которыми располагает изготовитель фильма; обязательство сдать готовый фильм к определенной дате; технологические нормы и нормативы, которые обязана соблюдать съемочная группа (например, время на проявку и печать отснятого рабочего киноматериала, норма записи музыки в одну смену и др.).

Рабочее время и время отдыха на киностудиях

Рациональная организация труда и отдыха является одним из главных факторов, влияющих на работоспособность человека.

Практика показывает, что в тех съемочных группах, где продуманно решаются эти вопросы, производительность труда и качество работы выше, случаи травматизма и заболеваний реже.

На фильмопроизводящие организации в полной мере распространяется действующее трудовое законодательство.

Так, нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю.

В рабочее время засчитывается все время, затраченное работниками на подготовительную работу к съемкам, их проведение и обслуживание с момента явки на работу до момента ее окончания. Но специфика фильмопроизводства вносит особенности в режим труда работников съемочных групп и цехов технической базы киностудий.

Так, например, режимные киносъемки ведутся в определенное время суток; необходимость снять какие-либо текущие события вынуждает работать в выходные и праздничные дни; съемка на натуре требует устанавливать продолжительность смены в зависимости от величины светового дня; при съемке детей необходимо учитывать сокращенное время их работы.

В Трудовом кодексе РФ определено, что для творческих работников организаций кинематографии, теле- и видеосъемочных коллективов, средств массовой информации продолжительность ежедневной работы (смены) может устанавливаться в соответствии с нормативными правовыми актами, в том числе локальными, а также коллективным договором или трудовым договором. Поэтому при производстве фильмов помимо, общих действуют и специальные положения, регулирующие вопросы режима труда работников киностудий: Положение о рабочем времени и времени отдыха работников съемочных групп и обслуживающих цехов киностудий.

Положение об условиях труда несовершеннолетних исполнителей ролей, занятых на киносъемках.

Принципиальное значение для организации труда сотрудников киностудии имеет их принадлежность к категориям работников нормированным или ненормированным рабочим днем.

Трудовой кодекс определяет ненормированный рабочий день как особый режим работы, в соответствии с которым отдельные работники могут, по распоряжению работодателя, при необходимости эпизодически привлекаться к выполнению своих трудовых функций запределам нормальной продолжительности рабочего времени.

Перечень должностей работников, для которых установлен ненормированный рабочий день, устанавливается коллективным договором, соглашением или правилами внутреннего трудового распорядка организации.

Среди основных участников съемочной группы ненормированный рабочий день имеют:

— режиссер-постановщик,

— режиссер,

— их ассистенты и помощники,

— главный кинооператор,

— кинооператор и их ассистенты,

— художники-постановщики,

— звукооператор,

— административная группа.

К работникам с нормированным рабочим днем относятся главным образом лица, обслуживающее цеха киностудии:

— осветители,

— механики по обслуживанию звуковой и съемочной техники,

— установщики декораций,

— гримеры,

— реквизиторы,

— пиротехники.,

— оружейники,

— бутафоры-декораторы,

— монтажницы и др.

Для них сушествует месячный учет рабочего времени в соответствии с его месячной нормой, которая устанавливается расчетным путем.

Если съемки ведутся вне студии, для всего состава съемочной группы устанавливается ненормированный рабочий день.

В связи с этим работником с нормированным рабочим днем работа оплачивается в повышенном размере, что устанавливается трудовым договором.

В ряде случаев съемочным группам приходится производить работы в ночное время. Трудовое законодательство определяет его как период с 22 до 6 часов.

Порядок работы в ночное время творческих работников организаций кинематографии, теле- и видеосъемочных коллективов может определяться коллективным договором, локальными нормативными актами либо соглашением сторон трудового договора.

Нормальный режим труда и отдыха предполагает не только регламентацию времени работы, но и времени отдыха.

По российскому трудовому праву понятие времени отдыха практически совпадает с понятием внерабочего времени, т.е. времени, свободного от выполнения трудовых обязанностей. Видами времени отдыха являются:

а) перерывы в течение рабочего дня;

б) ежедневный отдых;

в) выходные дни (еженедельный непрерывный отдых);

г) нерабочие праздничные дни;

д) отпуска.

В течение рабочего дня работникам должен быть предоставлен перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более двух часов и не менее тридцати минут, который в рабочее время не включается. Время предоставления перерыва и его продолжительность в условиях киностудии устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка, а в съемочных группах — администрацией.

Причем обеденный перерыв должен предоставляться всем участникам съемок не позднее, чем через пять часов после начала смены.

Перерыв для отдыха между сменами при работе в условиях киностудии должен быть не менее 13 часов, а в условиях киноэкспедиции — не менее 12 часов.

Продолжительность еженедельного непрерывного отдыха не может быть менее 42 часов.

Работникам съемочных групп, цехов и отделов киностудий должны предоставляться еженедельно дни отдыха в субботу и воскресенье.

Однако на практике это не всегда соблюдается. Так, в соответствии с Трудовым кодексом и согласно

Положению о рабочем времени и времени отдыха работников съемочных групп и обслуживающих цехов киностудий работа в выходные дни как исключение допускается в следующих случаях:

— необходимость провести событийные киносъемки;

— работа на территории или в интерьерах других предприятий и организаций, которые могут разрешить киносъемку только в выходные дни;

— при неблагоприятных климатических и погодных условиях, а также в случаях, связанных с чрезвычайными обстоятельствами.

Привлечение работников к работе в выходные и нерабочие праздничные дни про¬изводится по письменному распоряжению администрации.

Работа в выходной и нерабочий праздничный день оплачивается не менее чем в двойном размере.

По желанию работника ему может быть предоставлен другой день отдыха. В этом случае работа в нерабочий праздничный день оплачивается в одинарном размере, а день отдыха оплате не подлежит.

Оплата труда в выходные и нерабочие праздничные дни творческих работников организаций кинематографии может определяться на основании трудового договора, коллективного договора или локального нормативного акта организации.

Особо следует сказать о режиме труда и отдыха в съемочных группах при работе в районах с неблагоприятными климатическими условиями.

Администрация всегда должна исходить из местных метеорологических условий и особенностей.

Во время натурных съемок на Крайнем Севере и приравненных к нему районах работу при сильном морозе следует чередовать перерывами, предназначенными для обогрева участников съемок.

Периодичность перерывов и их продолжительность устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка. При съемках в особо неблагоприятны метеорологических условиях (в Москве и Московской области при морозе от -25°С и ниже, сильном снегопаде и ветре от 4 метров в секунду и более следует после каждых 50 минут работы давать участникам киносъемок 10-минутный перерыв для обогрева.

Особый режим труда и отдыха должен соблюдаться также при работе в районах жаркого климата, в первую очередь в пустынях и полупустынях, где возможна опасность перегрева. Поэтому съемочным группам рекомендуется проводить различные подготовительные работы; в утренние часы (с 5—6 часов до 10 часов), затем устраивать перерыв до 18—19 часов. После того, как жара спадет, можно возобновить работу.

Время съемок зависит от условий освещенности, однако по возможности следует выбирать более прохладные часы.

При таком режиме работы на сон и отдых отводится время с 23—24 часов до 5 часов утра и с 10—11 часов до 18—19 часов.

Одной из особенностей фильмопроизводства является участие в съемках детей и подростков.

Продюсер должен уделять особое внимание условиям труда на съемочной площадке, строгому соблюдению режима работы и установленных мер по охране труда несовершеннолетних исполнителей ролей.

Привлечение данной категории исполнителей для участия в киносъемках оформляется письменными договорами. Трудовой кодекс устанавливает, что в организациях кинематографии допускается с согласия одного из родителей (опекуна, попечителя) или органа опеки (попечительства) заключение трудового договора с лицами, не достигшими возраста 14 лет для участия в создании фильма, в том числе исполнения роли.

Дети допускаются к съемкам только после медицинского освидетельствования при отсутствии противопоказаний. Для несовершеннолетних исполнителей установлена сокращенная съемочная смена по возрастным группам:

Возраст

До 13 лет

От 13 до 16 лет

От 16 до 18 лет

Продолжительность

не более 3 часов

не более 4 часов

не более 6 часов

В течение всего рабочего времени несовершеннолетним артистам каждые 45 минут должны предоставляться перерывы для отдыха продолжительностью до 15 минут, которые, как и обеденный перерыв, в рабочее время не включаются. Трудовой кодекс допускает работу в ночное время лиц, не достигших возраста 18 лет и участвующих в создании или исполнении художественных произведений.

На период съемок детских фильмов приглашаются воспитатели-педагоги, которые должны наблюдать за детьми и вести занятия. Каждый воспитатель работает не более чем с 8 детьми.