О расшифровке «чёрных ящиков», уцелевших после авиакатастроф.

«В Международном авиационном комитете проводили эксперимент: одну и ту же запись давали прослушать девушкам, имеющим музыкальное образование, и профессиональным лётчикам.
Нетрудно представить, что дамы, хоть и обладали идеальным слухом, не расшифровали почти ничего.
Оказалось, что здесь важнее понимать контекст ситуации – и с этим, конечно, лучше справились лётчики, пусть и не имеющие отличного слуха».

Бортовой самописец, или бортовой регистратор — устройство, в основном используемое в авиации для записи основных параметров полёта, внутренних показателей систем летательного аппарата, переговоров экипажа и т. д. Информация из бортовых самописцев обычно используется для выяснения причин лётных происшествий.

Одна из версий о появлении первых регистраторов полётной информации гласит, что регистратор был создан французами Уссено и Бодуэном в 1939 году и представлял собой многоканальный светолучевой осциллограф — изменение каждого параметра полёта (высоты, скорости и т. д.) вызывало отклонение соответствующего зеркальца, отражавшего тонкий луч света на движущуюся фотоплёнку.
Вероятно, название «чёрный ящик» и возникло из-за того, что корпус самописца был выкрашен в чёрный цвет для защиты фотоплёнки от засветки. Вторая версия гласит, что на старых летательных аппаратах стояли аппараты, в которых параметры записывались чернилами по бумажной ленте. Понятно, какое тут могло быть качество и сохранность — и лишь потом носителем информации стала фотопленка, а накопитель был по сути дела шлейфовым осциллографом.

Однако сейчас бортовой самописец — не черный, а очень часто вовсе и не ящик. На каждом современном летательном аппарате имеются технические средства объективного контроля – СОК. Обычно это бортовое устройство регистрации (БУР), которое фиксирует и сохраняет полетную информацию и бортовой магнитофон (БМ), записывающий переговоры зкипажа.

БУР – это комплекс электронных блоков и кабелей. Один из этих блоков обязательно является накопителем полетных данных. Вот этот самый накопитель и есть таинственный черный ящик самолета. Если говорят о черных ящиках во множественном числе, то обычно имеется ввиду еще накопитель бортового магнитофона.

Итак, «черный ящик» на самом деле окрашен в ярко оранжевый цвет. Делается это для того, чтобы в случае аварии и разрушения летательного аппарата он был визуально заметен.
Для облегчения поисков в блоки даже часто встраиваются радиомаячки. Устанавливается накопитель чаще всего в хвостовой части самолета или даже в киле. Это сделано для того, чтобы по возможности избежать повреждений, ведь киль, например, часто при авариях остается малоповрежденным. Сам электронный блок обычно помещается в титановый бронекорпус, с использованием специальной термоизоляции, которая позволяет ему находиться при температуре 1100 градусов Цельсия 30-40 минут без внутренних повреждений.

Оранжевая краска, кстати, тоже жаропрочная.
Форма корпуса обычно цилиндрическая или шарообразная, если конечно это позволяет конструкция.

Черный ящик самолета (вертолета) на самом деле очень полезный с практической точки зрения агрегат. А ведь еще не так давно летательные аппараты строились без них.

Во время Отечественной войны в Советском Союзе стали появляться самолеты на которых регистрировались по два-три параметра, однако бурное распространение БУР началось в первой половине 60-х годов прошлого века в зарубежной гражданской авиации.
В СССР этим вопросом плотно занялись начиная с 1970 года после вступления в ИКАО (Международная организация гражданской авиации).
А произошло это потому, что по нормам ИКАО полет на международных линиях без средств объективного контроля запрещен. Первым государством законодательно закрепившим обязательность установки этой системы на все самолеты стала Австралия и именно австралийский ученый Дэвид Уоррен считается ее изобретателем (см. фото №3).

Системы постоянно совершенствуются. Сейчас в основном используются магнитные накопители. Информация здесь записывается в цифровом виде, а носителем является магнитная лента или специальная проволока. Появляются уже и регистраторы нового поколения с твердотельным носителем информации. Это обеспечивает еще большую сохранность и качество. Растут также и возможности по количеству фиксируемых параметров. Если система САРПП-12 могла регистрировать только 12 параметров, МСРП-64 соответственно 64, то ТЕСТЕР-У3 уже 256.

Источники: http://vk.cc/2zOdWF + вики + Гнединская А., Тайные свидетели авиакатастроф