«Естественные науки используют приборы и ссылку на авторитет; но конечным инструментом в познающей цепи являюсь я сам. А именно — либо я измерил вольтметром и увидел нечто, либо мой коллега по ту сторону Большой Солёной Воды измерил вольтметром нечто и сообщил мне.

В гуманитарной сфере нет вольтметра и методы познания выглядят так: либо мой коллега считает (или не считает), что Х — великий художник, а смысл его картины Y в том-то и том-то, и я это сообщение воспринимаю, либо я сам считаю (или нет), что Х — великий художник, но смысл его картины Y состоит в том-то (например, совершенно ином). Понятно, сколь многообразны и длительны могут быть споры.

В сфере религии споров нет — вольтметром является моё (и каждого) ощущение, мое личное переживание, озарение, прозрение, сатори.
Разумеется, мы не говорим о политике, с которой религия, по-видимому, всегда была связана, не говорим о методах распространения очередного единственно правильного учения и скорейшего прозрения, а только о религиозном подходе в познавательной деятельности. В нашем доме — ни слова о верёвке © (отсылка к фразе «Говорить или не говорить в доме повешенного о веревке» — прим. админ.)

В сфере естественных наук одним из методов познания является эксперимент, воздействие на окружающий мир.

«А от пальца в отверстии пятом и от пальца в отверстии сорок седьмом машина пришла в движение» (© Стругацкие).

В гуманитарных науках эксперимента нет: искусствоведу не приходит в голову (я проверял), что художника можно попробовать кормить рыбой и смотреть, как это отразится на сюжете и технике — станет ли он рисовать русалок или деревья цвета морской волны (как заметила редактор, типично шаманский подход: намазали кровью — удачная охота, славно, намажем еще раз; охота неудачная — пусть поваляется на улице, подумает о своём поведении…).

Зато в религии это вполне допустимо: молитва, обращённая к Высшей силе, — это норма, а в иудаизме считалась возможной личная аудиенция, хотя и как уникальное событие (формально это так и в христианстве, поскольку оно — формально признаёт текст, который называет Ветхим Заветом.»

Источник: Ашкинази Л.А., Экономическая и социальная жизнь глазами физика, М., «Урсс», 2008 г., с. 48-49.